Ресурсный центр
Тульская Региональная Общественная Организация
«Центр поддержки Общественных Инициатив «Гражданская палата»

Выбор и честная конкуренция: социальные услуги в руках бизнеса и НКО

Выбор и честная конкуренция: социальные услуги в руках бизнеса и НКО

Разработанный Министерством финансов РФ законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» рассмотрели на общественных слушаниях в ОП РФ 25 сентября. Документ призван расширить возможности для доступа бизнеса и НКО к оказанию социальных услуг, которые граждане получают бесплатно.

«ОП РФ уже не раз обращалась к этому законопроекту: первые общественные слушания проходили еще в 2016 году, когда появилась начальная версия документа. Было много сомнений, но с тех пор прошло много времени, закон был очень сильно переработан, он пилотировался в нескольких регионах и показал уже на конкретных примерах, что он может работать», — сказала председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

Она отметила, что, когда несколько лет назад принимали закон об основах социального обслуживания (ФЗ-442), во многом именно с подачи Общественной палаты РФ были внесены правки, которые предусматривают участие в оказании социальных услуг негосударственных поставщиков, то есть некоммерческих организаций и бизнеса.

«Это был первый реальный шаг на пути разгосударствления социальных услуг, который был сделан благодаря активной позиции Общественной палаты», — подчеркнула Тополева-Солдунова.

«Как и раньше, мы стараемся содействовать тому, чтобы социальные услуги становились более качественными, чтобы наши граждане были удовлетворены этими услугами, будь то услуги в сфере социального обслуживания, в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта и так далее, — продолжила общественница. — А для того, чтобы услуги были качественными, нужна конкуренция между поставщиками, потому что до недавнего времени было так, что единственными поставщиками таких услуг были бюджетные учреждения, а контролировал их только учредитель — орган государственной власти того же субъекта РФ или муниципалитета. Конечно, это никакой конкуренции не способствовало».

Говоря о проблемных точках, Елена Тополева-Солдунова отметила, что в регионах развитие в этой сфере происходит неравномерно: «Есть регионы-чемпионы, есть середнячки, а есть совсем отстающие. Совсем скоро будет опубликован рейтинг, и мы увидим, кто занимает лидирующие позиции, а кто отстал. Но мы видим, что в регионах-передовиках внедряются инновационные механизмы привлечения негосударственных организаций на рынок социальных услуг — как, например, сертификаты, которые дают возможность потребителю самому делать выбор поставщика той или иной услуги. Но почему-то эти же механизмы не внедряются в других регионах».

По ее словам, закон создает новые возможности и легализует те инструменты, которые появились в последнее время в некоторых регионах: «Закон говорит: да, так делать можно — и разъясняет, как именно можно применять эти механизмы».

Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров отметил, что политическая задача разгосударствления сферы социальных услуг, а также повышения доступности таких услуг и их качества поставлена давно, и рассказал, что мешает ее выполнению.

«Иногда высказывается точка зрения, что ничего менять не надо и отраслевое законодательство уже содержит для этого все необходимые нормы, вопрос только в желании или нежелании их выполнять. Но есть и противоположная точка зрения, что в явном виде эта норма нигде не прописана, поэтому делать ничего не надо», — сказал он.

Он рассказал, что законопроект содержит несколько принципиальных нововведений, которые позволяют обеспечить равные условия оказания государственных услуг. Среди них равная стоимость оказания госуслуги для всех участников, независимо от организационно-правовой формы ее исполнителя; возможность заключения соглашения об оказании услуг на период, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств;  выведение государственных услуг, оказываемых в рамках социального заказа, из-под налогообложения НДС.

Замминистра отметил, что законопроект повышает прозрачность и открытость предоставления госуслуг.

«Как только закон вступит в силу, каждый орган, отвечающий за госуслуги, должен будет ежегодно публично утверждать объем социального заказа и размещать его на соответствующих ресурсах», — подчеркнул Лавров.

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева еще раз подчеркнула, что «это тот законопроект, в работе с которым ОП РФ достигла больших успехов». «Нам удалось найти с разработчиками документа хороший дружеский контакт, и все наши замечания, изложенные в наших заключениях и резолюциях, по большей части были учтены. Самое главное, что в течение этих двух лет нам удалось вместе проработать, обдумать и прочувствовать концепцию, из которой этот документ исходит», — рассказала она.

«Так, в соответствии с Конституцией РФ, Россия — это социальное государство. Эти слова все понимают по-разному, но надо понять и привыкнуть к тому, что сейчас эти слова не означают, что государство обеспечит какими-то услугами всех и каждого, напрямую принесет их в каждый дом. Нет, оно выступает в качестве организатора поставки этих благ в семьи россиян. И теперь благодаря инициативе Минфина становится все более очевидно, что такой подход и есть единственно правильный. Не когда перед тобой стоит государственное учреждение, никак не заинтересованное в качестве работы, а когда перед тобой стоит на выбор несколько инициативных творческих социальных предпринимателей и бизнес-структур, с которыми ты по своему собственному выбору взаимодействуешь», — убеждена Михеева.

Она заключила, что важны не столько обсуждения деталей и тонкостей текста законопроекта, которые проходили на протяжении последних двух лет, сколько продвижение к этой новой парадигме.

«Ведь мы давно уже в ней находимся, нам нужно до конца ее понять и обеспечить людям эту возможность выбора», - отметила Лидия Михеева.