Ресурсный центр
Тульская Региональная Общественная Организация
«Центр поддержки Общественных Инициатив «Гражданская палата»

Госдума приняла поправки Президента к законопроекту об изменении пенсионного законодательства

Госдума приняла поправки Президента к законопроекту об изменении пенсионного законодательства

26 сентября Госдума единогласно приняла поправки президента Владимира Путина к законопроекту об изменении пенсионного законодательства, которые устанавливают возраст выхода на пенсию для женщин на уровне 60 лет, а не 63, как изначально предлагал кабмин. Для мужчин пенсионный возраст устанавливается на уровне 65 лет. В поддержку данных корректировок проголосовали 385 депутатов, выступивших против и воздержавшихся не было.

После внесения 16 июня Правительством РФ законопроекта в Государственную Думу Общественная палата РФ инициировала широкое обсуждение документа в столице и регионах. По результатам этих дискуссий в Москве 9 июля прошло нулевое чтение законопроекта, а на следующий день пресс-конференция в ТАСС, где члены ОП РФ представили 27 вопросов, на которые общественники просят ответить правительство.
 
16 июля Общественная палата РФ направила в Госдуму свое заключение по результатам общественной экспертизы (нулевого чтения) законопроекта, предусматривающего повышение пенсионного возраста. Участники экспертизы обратили особое внимание на то, что при разработке законопроекта не реализованы процедуры, которые должны предшествовать разработке и принятию таких социально значимых решений и обеспечивать государственно-общественный диалог.
 
19 июля законопроект Правительства РФ, предусматривающий повышение пенсионного возраста россиян, был одобрен в Госдуме в первом чтении. ОП РФ продолжила аккумулировать предложения общественников и экспертов по совершенствованию законопроекта. Многие идеи нашли отражение в обращении Президента России Владимира Путина 29 августа. 
 
Члены ОП РФ накануне второго чтения законопроекта в Госдуме, выразили надежду на то, что их предложения и предложения главы государства будут учтены законотворцами.
Валерий Фадеев, Секретарь ОП РФ:

«Для нас очень важно, что мы первые начали активное обсуждение пенсионной реформы в стране, и здесь у нас, в ОП РФ, прошло несколько очень содержательных дискуссий. Все региональные общественные палаты подключились к этому обсуждению. Мы высказали свою позицию по пенсионной реформе, в том числе по повышению пенсионного возраста.

Практически все основные предложения, которые были нами выдвинуты, учтены Президентом. Это важно, что Президент прислушивается к мнению общественности. Здесь и снижение планки пенсионного возраста для женщин. С самого начала мы говорили, что 63 года — много и надо равнять с повышением возраста для мужчин. Здесь и учет разных групп населения, учет разных профессий, сохранение льгот, льготы для многодетных — мы настаивали на этом. Льготы по выходу на пенсию для народов Севера, для тех, кто работает на вредном производстве, — их обязательно надо было оставить.

Наша позиция была, что надо бы растянуть на больший период проведение пенсионный реформы, и частично это было учтено. Там буквально первые два года будет более мягкий вход в пенсионную реформу, таким образом, даже это наше предложение, от которого категорически открещивалось правительство, — оно тоже учтено Президентом».
Наталья Починок, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов:
 
«Один из важнейших законопроектов нового правительства — о пенсионных изменениях — на этой неделе примет финальную форму.
 
Работа с правками заняла больше двух месяцев. За это время общественники и политики рассматривали законопроект с разных сторон и находили нюансы, нуждающиеся в пристальном внимании и доработке. Мы в Общественной палате, в свою очередь, провели большую работу с региональными палатами и обобщили наши выводы в 27 вопросах к Правительству. Многие из этих предложений перекликаются с тем, что 29 августа сказал Президент Владимир Владимирович Путин в видеообращении.
 
Он обозначил необходимость повысить уровень жизни пенсионеров и, соответственно, пенсий. Одним из важных направлений Президент обозначил обучение людей в предпенсионном возрасте — возможность повышать квалификацию за счет федерального бюджета. А также страховку от увольнения или сокращения в виде повышения пособия по безработице. Члены Комитета по труду и соцполитике эти поправки приняли, и мы надеемся, что Госдума их учтет».
Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО:
 
«Необходимо посмотреть, каким именно образом отразятся в законопроекте те предложения, которые мы озвучили. Нам важно проследить судьбу наших предложений, они во многом перекликаются с предложениями Президента.
 
В тексте законопроекта должно быть зафиксировано то, что сказал Президент: там должно быть прописано увеличение пенсии, чтобы это была гарантия, а не просто слова. Важно, чтобы все было закреплено в законе, а если какие-то аспекты не будут учтены, тогда нужно иметь гарантии, что они будут реализованы другим подзаконным актом. Например, вопросы, связанные с переобучением людей старшего поколения, обеспечением устойчивой занятости лиц предпенсионного возраста, чтобы уменьшить риски сокращения их на рабочих местах. Важно внимательно отнестись к обновленному законопроекту и тому, как в нем будут отражены предложения общественности и Президента РФ».
Сергей Рыбальченко, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства:
 
«Я очень надеюсь, что все поправки Общественной палаты РФ по смягчению пенсионной реформы будут внесены.
 
Предложения Президента оказались созвучны инициативам Общественной палаты по дифференцированному подходу к пенсионному возрасту для женщин, имеющих детей, которые были направлены в правительство, Госдуму и Совет Федерации в начале июля. Глава государства справедливо отметил, что при повышении пенсионного возраста важно учесть демографический фактор и то, что женщины значительную часть своей жизни отдают семье и воспитанию детей. Поэтому первоначальное предложение о повышении пенсионного возраста для женщин сразу на восемь лет было явно несправедливым. Об этом, кстати, не раз заявлял Секретарь Общественной палаты на различных площадках.
 
Отмечу, что и другие инициативы общественности по снижению рисков безработицы и бедности для граждан предпенсионного возраста также нашли отражение в предложениях Президента. В частности, для граждан предпенсионного возраста будет значительно увеличено пособие по безработице, разработаны программы повышения квалификации, на которые правительство ежегодно выделит около пяти миллиардов рублей.
 
21 сентября на заседании общественного совета Роструда мы обсуждали меры по профилактике возрастной дискриминации граждан старших возрастов. Безусловно, важно продолжать работать с работодателями, и правительство уже обозначило свою позицию. Но отмечу, что Владимир Путин, помимо мер ответственности работодателей, предложил рассмотреть стимулы для сохранения и создания новых рабочих мест для этой категории граждан. На сегодняшний день в данном направлении весомых мер не предложено.
 
В процессе общественной экспертизы предлагались и другие меры, которые, надеюсь, найдут отражение в дальнейшей реформе пенсионной системы. Дифференцированный подход предлагался к установлению пенсионного возраста для отцов, которые вносят реальный вклад в устойчивость пенсионной системы в будущем. Следовало бы поддержать не только материнство, но и ответственное отцовство, снижать на один год предельный пенсионный возраст отцам за каждого ребенка.
 
Конечно же, на мой взгляд, необходимо еще раз вернуться к мерам, связанным с формированием пенсионных прав женщин, воспитывающих детей. Это прежде всего учет в пенсионном стаже женщин периода пребывания в отпуске по уходу за ребенком от полутора лет (за одного ребенка), но не более шести лет. Мне кажется, что здесь не стоит устанавливать предельное ограничение по количеству лет, и все-таки уход за одним ребенком должен предполагать возможность учета большего стажа, мы предлагали три года, но возможен также дифференцированный подход в зависимости от очередности рождения ребенка».